Вот незадача! До конца оплаченного периода осталось всего 15 дней. Продли подписку на особых условиях.

видео о нас
paused play.png
music_played_mobile.png
  • Радио
  • ТВ-эфир

Далее на радио

Подписаться
  • Радио
  • ТВ-эфир

Статьи

Древняя письменность на Сибири: читаем по наскальным рисункам

Ранее упоминая о находках 17-го столетия, сделанных в сибирских краях, а также о разрушенных городищах Даурии. Я пользовалась информацией из книги Н.Витсена «Севертная и Восточная Тартария». Также в качестве достоверных источников может быть представлен альбом Г.Спасского, в котором приводятся чертежи сооружений и архаичных надписей региона, показаны раскопки древних поселений в области. Этот альбом прилагается к фундаментальному труду историка «О древних развалинах Сибири», напечатанному в периодическом издании «Сибирский вестник» от 1818 году. Статья Спасского содержит детальное описание наскальных изображений и надписей, которые были найдены в Сибири за последнее время. К сожалению, к тексту статьи упомянутые картинки не прилагались, поэтому я собственноручно искала и восполняла отсутствующие детали.

Древняя письменность на Сибири1.jpg

Хочу отдельно рассмотреть надписи, описанные Спасским. Так, с его слов древнейшие цивилизации ловко укрылись от всевидящего ока Истории, не оставив точных следов и доказательств своего существования (за исключением нескольких памятников). Последние были раскиданы в самых разных уголках сибирского края, но наибольшая часть раскопок была произведена в полуденной части: там археологи исследовали древние начертания, изображения и прототипы первой письменности. Исторические факты добывались из могил и курганов, разноплановых и неизведанных помещений, военно-оборонительных сооружений. Также ценность представляют собой незавершенные площадки горных и других промышленных работ, в том числе Чудских копей, которые предназначались для добывания руд.

Ученый акцентирует внимание, что именно красочные картинки на каменных уступах и высеченные знаки составляют основу истории древних времен. По ним можно было определить географическое положение ближайших окрестностей. Знаки на курганах и могильных надгробиях демонстрировали высокоразвитую культуру и образованность.

Затем в своих записках Г.Спасский переходит к описанию изображений, найденных в сибирских регионах в крайне труднодоступных местах. Он указывает, что картинки были очень разнообразны в своем начертании, а трудность их исполнения поражает и пугает. Например, некоторые изображения были высечены на неприступных крутых утесах, поэтому праздный путешественник может только задумчиво чесать затылок, размышляя, кто же мог позабавиться много веков назад таким образом. Остаётся предполагать, что целью создания наскальных рисунков в Сибири было желание первобытными общинами передать будущим поколениям освоенную информацию и жизненных опыт.

Лично мое мнение об этом вопросе сформировалось. Я не считаю, что примитивные люди со всей силой энтузиазма и заботы могли думать о наследниках и памяти, которую они оставят после себя. Так, все знаки и изображения могли действительно создаваться предками людей, но уж никак не для своих наследников, а для удовлетворения текущих потребностей и решения задач. А еще можно рассмотреть ситуацию, что творцы наскальной живописи и вовсе относились к высокоразвитой цивилизации, которая смотрела стратегически на столетия вперед. Сейчас досконально не известно, чем руководствовались древние люди в своей жизнедеятельности.

Все древние памятки и сооружения историки предложили поделить на 3 традиционных вида: оборонительные, захоронительные, культовые. Дополнительно эти поселения «заряжены» утилитарной функцией, которая позволяло оперативно реагировать на изменяющиеся потребности народа.

Петроглифы древней Сибири

Все древнейшие иссечения и надписи выполнены на «писаном камне», расположенном над речкой Томью (недалеко от Томска). Внешне они выглядят вполне изящно, что позволяет достоверно установить характер, смысл и ценность такой находки. Сам «писаный камень» (утес) представляет собой породу, содержащую зеленоватый сланец. В высоту он может достигать более 20 метров, при этом начертания располагаются только на гладких боках утеса и на высоте от его подошвы к верхней крайней точки порядка 13 метров.

Древняя письменность на Сибири2.jpg

На рисунке можно в уменьшенном масштабе рассмотреть точность выполнения наскальных надписей. Так, нижняя область утеса плавно переходит в уступ, который местные жители прозвали «залавок». На этом месте картинки изображены наиболее отчетливо.

Древняя письменность на Сибири3.jpg

Далее по тексту говорится, что знаковые изображения найдены на скале левобережья Енисея, который находится с противоположной стороны от Абаканского острога и возле левого берега реки Чарыш и поперечного ручья. Следующей памяткой выступает камень, возведенный над огромным курганом или освоенной старинной могилой на юго-востоке этого кургана. В его состав входит пещанниковая плита, которая не подвергалась обработке и имеет габариты: высота до 5 аршин, ширина около 2, толщина не более 0,5. Изображения и знаки также высекались на внешнем гладком слое камня. Ко времени раскопок они, конечно, успели зарасти мхом и даже полостью скрыться от глаз исследователей и археологов. Но прощупать эти высечки на скале можно отчетливо и по сей день. Автор представил найденные памятки истории в первичном виде, который только смог воссоздать.

Судя по описанию выше, речь идет не о простых насечках на камнях, а о петроглифах Минусинской котловины, где подобных знаков достаточно много. Огромное количество наскальных изображений археологии открыли в горном Алтае и урочище Калбак Таш. 

Алтарь_Калбак-Таш.jpg

Писанец в Верхотурье

Г. Спасский продолжает наблюдать за ходом проведения раскопок сибирских регионов и определяет, что наскальные изображения чаще наносились на большую высоту, чем аналогичные надписи и знаки. И если на секундочку подумать о факте, что изображения и подписи должны были наноситься с поверхности воды, то остается только гадать, почему так катастрофически упал уровень в реках. Примечательно, что петроглифы чаще находили на высоте аж 13 метров от водной глади, при этом обычные наскальные надписи могли располагаться и на высоте 3 метров.

Об аналогичных цифрах заявляет и исследователь Витсен в вышеупомянутом труде. Так, он отмечает, что в Сибири в области Верхотурья была изучена древнейшая каменная скала с нанесенными изображениями, имитирующими неизвестные археологам буквы и слоги. Самые древние жители региона сообщают, что наскальные рисунки красовались на каменной поверхности еще до попадания в регион московитов, то есть как минимум более века назад. То есть на данный момент достоверно неизвестно, кто же выполнил эти сложные и замысловатые рисунки в желто-коричневом оттенке. Высота каждого изображения достигала 7 пядей, а вглубь насчитывали порядка 6. Высекались они в основном на самой гладкой части камня – область в 1,5 саженях над водной гладью. Ранее в этой области обитали вогулы и язычники, проводя свои обряды жертвоприношения божествам. Сама скала постепенно суживается кверху, достигая в ширину 7 саженей. Также рядом с памятным местом протекает речка Ирбит, куда ходят местные жители из деревни Писанец. Одноименное название имеет и само каменное изваяние.

Витсен упоминает, что секретарь Коим зарисовывал каменную скалу веткой дерева прямо на месте, при этом сохранял ее естественную величину. Исследователь сохранил этот рисунок и рассказал, что для высечения изображения на скале должна была применяться коричнево-жёлтая краска, которую можно было добыть в местных землях.

Почитаешь, прямо детектив вырисовывается. Деревню назвали в честь скалы-Писаницы, для зарисовки последней не нашлось подходящего инструмента под рукой. Что это за мистика? Примечательно, что Г. Миллер привел в своей работе по истории Сибири единственное описание скалы с высеченным изображением, переведя исследования Витсена. И правильно, ведь книги последнего официально русифицировали только в начале нашего века.

Ныне существует рисунок скалы-писаницы с пояснением, что в 1699 году царь Петр I повелел снять изображения с древних знаков, рассоложенных на скалах Сибири и Урала. Приказ государя привел в действие подьячий Верхотурской приказной избы по имени Я. Лососев. А затем, по всей видимости, копии изображений уже попали в руки Витсена.

Древняя письменность на Сибири4.jpg

Приводится еще ряд рисунков из этого труда, изображающие древние символы и знаки, найденные в сибирском регионе. К ним также дано пояснение. Труды исследователей А. Андреева и Л. Багрова сообщают, что эти начертания впервые были открыты в 1703 году историком Семеном Ремезовым и произошло это в Ледяной пещере близ Урала.

С высокой долей вероятности можно отметить, что Витсен стал первым европейцем, хранившим копии изображений Ремезова, так и не успев их добавить в редакцию второго издания своего труда от 1705 года.

Так, изображения похожих знаков впервые опубликовал западный исследователь Страленберг в 1730 году. И как всегда зарубежные исследователи опередили отечественных, а, если быть точнее, у нас оригинальные рисунки Ремезова до сих пор не опубликовали.

Ниже приводятся еще некоторые наскальные изображения одного из регионов Сибири, которые не были упомянуты в статье Спасского. На них изображено урочище Сундуки, которое расположено в области реки Белый Июса (Хакасия).

Древняя письменность на Сибири5.jpg

Монгольские письменности

Если вновь вернуться к труду Спасского и описания найденных изображений, то по общепринятым нормам ценность древностей Сибири необходимо мерить их простотой. Так, по тексту читаем, что надписи были расположены на гранитном утесе, расположенным над руслом реки Смолянки, которая впадает в Иртыш неподалеку от Устькаменногорска. Приложенный к тексту IV вид наглядно демонстрирует, как указанный утес, так и само выполненную красной краской надпись. Интересно, что последняя не напоминает ни одну из известных букв.

Письменные памятки древности могут при первом исследовании ознакомить лишь с ныне известными восточными буквами, которые продемонстрированы на рисунке V. Они в свое время были сняты с утеса возле реки Енисея, который получил название Перевозная гора. Выполнены были черной краской, а в труде представлены в уменьшении в 4 раза и распределены по положению камней. Последние, как и сам названный утес, состоят из глинистого сланца. При этом камни расположены практически в ряд в отдалении от воды на 3 сажена. В отличие от других, они выдаются по большей части на внешнюю сторону.

Надписи на утесе, изображенные на рисунке VI, были сняты в пещере на правобережье речки Бухтармы в области ее пересечения с Иртышем и недалеко от одноименной крепости.

Еще немного информации о вышеуказанных изображениях.

- Знаки были начертаны сверху вниз, а также слева справа согласно образцу письменности манжур и монгол.

- Знаки на этом рисунки напоминают сочетание татарских и монгольских знаков, но при этом весьма поверхностное и даже грубое.

- В некоторых надписях отчетливо отслеживаются именного монгольские буквы без сочетания с татарскими. Но при этом даже высококомпетентные переводчики не сделали достаточно убедительно пояснения.

- Согласно заключению переводчиков, большая часть таких надписей была выполнена на татарском и трактуется ученым Бухарцом, который обознан и сведущ в татарских наречиях.

Указанные надписи не настолько древние, как высеченные на скалах знаки, так как изображены известными по сей день в истории восточными буквами. Несмотря на выполнение их с помощью краски, они умудрились остаться в неповрежденном виде. И тем не менее не стоит полагать, что они новее этапа покорения сибирских регионов русскими народами.

Внешне надписи могли выглядеть приблизительно так, как монгольский язык.

Древняя письменность на Сибири6.jpg

На изображении выше мы видим письмо, которое написал в 1290 году Аргун, монгольский хан, римскому папе Николаю IV. Читать его необходимо сверху вниз, так как выполнен он в стиле вертикального письма.

Что касается языка татаров, тут все немного сложнее, так как предположительно до 1927 года эта народность использовала арабские знаки, так как собственной письменности у них еще не существовало. Согласно этому факту, если найденные записи и были выполнены на татарском и монгольском, тогда зачем же их уничтожали? Такие памятки не вступают в противоречие официальной версии современной истории. Стало быть, разумнее их сберечь, чтобы в будущем не всплывали вопросы о том, что когда-то в области обитали татаро-монгольские племена. Лучшим доказательством было бы наличие многовековой или даже тысячелетней письменности, которая сохранилась на камнях.

Для дальнейшего исследования берем еще более древний источник – труд Николаса Витсена под названием «Северная и Восточная Тартария». Исследователь приводит изображение письменности народа Сибири, который в 17 столетии принадлежал еще Тартарии.


Письмо тартар из местной провинции Ниухе. Читать его необходимо сверху внизу.

Примечательно, что калмукское письмо, подразумевающее вертикальное прочтение, также применялось и западными мугалами, калмаками.

Кто же такие эти калмаки и мугалы

О калмаках я упоминала в работе под названием «Кто такие калмаки?». Сейчас только повторюсь вкратце, что калмаки и мугалы – это те же известные нам по истории скифы и тартары.

Согласно данным, мугальские государства и регионы, в каком бы неприятном месте планеты не находились, по сравнению снами были развиты и известны. Так, тартары и скифы прославились могущественными императорами, которые по своим победоносным шествиям могли дать фору Юлию Цезарю, Августу и другим историческим полководцам.

Те люди, которые жилы в стране мугалов в древние времена, больше известны нашему человеку под названием «скифы». Например, в других регионах, где воевал Порус, своды законов и других документов до сих пор носят название «пораны». Так, читаем из истории, что под предводительством Александра дачеры и скифы впервые осуществили нападение на индийцев. Последние имели богатую природу с густыми зелеными рощами и бьющими ключом ручьями. Такая обстановка замечательно подходила под разведение домашних животных, тем более, что можно было наблюдать, как это делают калмаки и мугалы – прямые потомки скифов.

Также мы встречаем информацию, что существовали скифы «абии», как их величал Куртиус. Они располагались на севере от истока Ганга и распространялись на восток от Каспийского моря. С ними Александр и предпочел вести переговоры. Доказательство факта проживания мугалов можно найти на наших древних картах.

Исследователь Мартини рассказывал, что синкские крестьяне, а также турецкие пастухи (скифы) по своей сути являлись тартарами. Об этом можно узнать из творений Насроина и других древних историков. Представители народности вели счет часов и самих дней, а также годов в 12 циклах. При этом также отводились определенные круги по именам животных. Так, каждому периоду и особенно году скифы-тартары приписывали особенный эффект или действие, которое свойственно определенноом животному.

Историк и философ Плиний также упоминал скифов, называя их тартарами или мугалами. Об их стране он упоминает в своем труде (Книга 4, гл. 12).

В Библии также можно найти упоминание о калмаках и мугалах. Так, в книге они упоминаются под названиями Магог и Го.

Сами мугалы провозгласили себя монголами. А вот греки назвали их «скуфе», а государство, где они проживают, «страной Скуф». Последняя описывалась как большая территория, разделенная множеством рек, которая простирается от истоков Днепра и Дуная, огибает землю нынешнего крымского полуострова вплоть до речки Дон, продолжается до рек Волга и Яик. Также граница территории проходит по диким полям вплоть до Синского государства с речкой Амур и до регионов нынешней Сибири.

Упоминается, что древние скифы были одним из самых густонаселенных народов древнего мира. Многие историки считают, что от них происходят другие древние государства, такие как Тюрки (Турция), Лигри, Булгария (Болгария) и многие другие.

Не удивительно, что скифов боялись не только мелкие князья и королевичи, но даже сам Александр Великий. И пусть у них надписи и знаки теперь отличались, но повадки, традиции и военный потенциал оставались прежними.

Письменность скифов

Историков не может не волновать вопрос, на каком все-таки языке говорили (и, как выяснилось, писали) скифы, населяющие одно из самых развитых и могущественных древних государств. И тут исследователями выдвигается теория, что древним языком воинственного народа был санскрит, что также находит подтверждение и в древних трудах.

Так, монгольский хан Юань Хубилай-хар как-то в разговоре с духовным просветителем из Тибета попросил его придумать уникальный и удобный алфавит для всей огромной империи. Монах Пагба-лама увлекся идеей и применил знания из классической индийской филологии, добавив элементы тибетского письма. В результате был получен санскрит, пригодный для построения на его базе монгольского, индийского и китайских языков.

Санскрит не был языком отдельной народности, но задавал определенную культуру, которая получила распространение лишь в области высших социальных классов еще со времен античного мира.

В первое время на санскрите могли говорить только жреческие касты, а правящие круги имели свой общий язык – пракриты. Со временем санскрит закрепился как язык правящих элит – это случилось в эпоху поздней античности (Гупты 4-6 веком до нашей эры). Об этом свидетельствует полное вытеснение практритов из обихода и, конечно, наскальной письменности в то время. Отметим, что расцвет литературы того периода также происходит на санскрите, о чем говорят в своих трудах исследователи Г. Ильин и Г. Бонгард-Левин. Конечно, доверять особенно этим источникам не стоит. Какой исследователь может позволить написать себе правду о том, что санскрит был языком общения у диких кочевых племен, которые прибыли с севера (бывшей Гипербореи или Даарии) в Индию и осевшие в ней кастой мудрых жрецов-брахманов, призванных управлять государством. Эти племена также назывались Велики Моголами, скифами или тартарами, являясь по своей сути потомками ариев.

Можем отметить для изучения еще один источник. На времена тартарского правителя Хана Хубилая санскрит выглядел особенным образом, о чем я упоминаю в цикле статей о «Неизвестной Тартарии».

Древняя письменность на Сибири8.jpg

Вышеуказанный шактийский текст произведения «Деви-махатмья» был начертан на пальмовых листьях, а стиль письма назывался «бхуджимол» (11 век, Непал).

В своих статьях я рассматривают возможную связь скифов с санскритом, и со мной согласны многие другие исследователи. Перед нами встают насущные вопросы, какие же все-таки были имена и названия у скифов? Как этот народ был связан с иранской группой, о чем упоминается в источниках 19 века? Сейчас мы можем сказать, что значение этих связей было недостаточно достоверно и, возможно, преувеличено. Так, современные исследования топонимов, имен и названий скифского народа свидетельствуют о том, что сильные связи были обнаружены не столько с иранскими языками, сколько с праиндийскими, а именно санскритом. На последнем, как мы помним, в свое время были написаны Веды – древние священные тексты.

Мы приходим к очень интересному выводу, что санскрит – это искусственно созданный язык индоариев, который в своей основе имеет словесность и письменность русов. Так, человек, свободно говорящий на санскрите, способен понимать русскую речь.

Возникает справедливый и интригующий вопрос о том, почему санскрит сохранил в себе языковые фрагменты русов в большем объеме и чистоте, чем «хинди». Ведь именно последний считался основным языком народа, а санскритом говорили только жрецы-брахманы, тщательно его оберегая от других и храня на сакральном уровне.

Можем отметить, что сохранившиеся варианты языка древних скифов (в том числе топонимы, имена нарицательные и т. д.) можно увидеть в религиозных текстах «Авесты» и «Вед». Тем не менее, они не передают в достоверности тот язык, с помощью которого общались «исторические» скифы того самого «железного века». Тексты относят к раннему периоду развития скифского языка, так как он имеет тысячелетнюю историю. Обе реликты, а в особенности «Веды», являются ключевым источником для изучения скифского языка. Они позволяют сформировать правильное представление о тех древних временах и условиях, в которых происходило становление письменности. Так, благодаря им бы узнали, что санскрит имеет тесную связь с индоевропейской группой, а в основу его положены именно языки славянских групп.

Стоит лишь взглянут на тексты санскрита, и с первого взгляда становится понятно, насколько глубоко он связан с русским языком. Примечательно, что один индийский санскритолог, впервые познакомившись с российской культурой, отметил, что весь народ тут говорит на древнем диалекте санскрита. Но он немного ошибся, перевернув факты. Это санскрит является формой древнего русского или скифского языка. Более дательную информацию об этом вопросе можно почерпнуть в труде Ю. Петухова и Н. Васильевой «Русы Великой Скифии».

Древняя письменность на Сибири9.jpg

Примечательно, что в определенный исторический период санскрит с русским разделились и пошли каждый по своему пути.

Оленные камни

Историков до сих пор интересует факт существования оленных камней, обнаруженных в Монголии в значительном количестве.

Древняя письменность на Сибири10.jpg

Исследователи сообщают, что на полях и лугах Монголии, а также южных регионов Сибири располагаются сотни вот таких удивительных мегалитов, на которые нанесены наскальные рисунки. При этом в большинстве прослеживаются изображение летающий оленей, в результате чего оленные камни и получили такое название. Каменные вертикальные глыбы в высоту достигали от 0,9 метров и в ширину до 4,5. Располагались в основном группами. Так, в центральной Азии и южных регионах Сибири уже исследовано порядка девятисот камней, при этом 700 их них расположены на территории Монголии.

Исследователи считают, что монументальные изваяния были возведены кочевыми племенами бронзового века, то есть порядка 3 тыс. лет тому назад. Другие же источники свидетельствуют, что такие камни можно найти и в области от Германии до Кавказа. А некоторые изображения «золотых оленей» находили на скифских курганах возрастом 6 век до нашей эры. У историков возник актуальный вопрос, почему воинственные племена скифов вместо того, чтобы фиксировать на камнях результаты сражений и боев высекали животных, да еще таких спокойный и грациозных? Примечательно, что картины сражений и баталий вовсе не были найдены в регионах нынешней Сибири.

Затем Спасский продолжает рассказывать о несохранившихся знаках Сибири. Речь идет об изображениях, которые были сняты с Бухтарминской пещеры еще в начала 19 века. На данный момент сохранились только места, где эти надписи были высечены – они представлены на рисунке Спасского. Конечно, изображения столетиями подвергались в пещере избыточной влаге, поэтому вряд ли могли сохраниться в первозданном виде, как это было со знаками, надежно спрятанными под навесившимися уступами. Подобная же участь ожидала и изображений, найденный на речке Енисей – некоторые строки и знаки уже размыты, а другие можно рассмотреть только после того, как смочить водой. Без сомнений, очевидно, что если надписи выполнялись только краской, то сохранить их столетиями было невозможно. Это какие же характеристики должны были бы быть у пигмента, чтобы они сохранялись веками и тысячелетиями? Тем не менее, в других местах изображения периода палеолита сохраниться умудрились. Стало быть, рука «вандалов» намерено стерла следы нашей истории по заказу или по собственному невежеству. Проделано это было ко всему прочему только в начале 19 столетия.

Оптимизм вселяет мысль, что в современном пресвященном мире мы все еще способны сохранить древние памятки и реликты, которые распределены по различным регионам России и Сибири в частности.

 




Поделиться

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Статьи

Буквы кириллического алфавита. Корни.

Самый древний язык на планете – славянский.

Кто родоначальник первого на планете алфавита?

Почему в русской глубинке до сих пор говорят на санскрите?

Загрузить еще

Обсуждение

Производство для вас качественных материалов требует значительных затрат и усилий большого количества людей.
Оформите подписку сейчас, чтобы прослушать данное аудио!
Месяц
288
Выбрать
ГОД
2592
Выбрать
Месяц
288
Выбрать
6 месяцев
1440
Выбрать
ГОД
2592
Выбрать
Уже есть подписка? Войти Другие тарифы
Уже есть подписка? Войти
Оформив подписку вы получите доступ к
более 900 видео
более 800 аудио программ
более 300 статей

Благодарим за ваше мнение!

Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!

close_popupЗакрыть