Далее на радио
Статьи
Друзья! Мы продолжаем нашу серию «Великие о славянах» статьей об арабских хрониках, сохранивших сведения о наших предках-славянах. На протяжении длительного периода они носили отрывочный характер, но с течением времени историки, географы и писатели арабского мира уделяли этой теме все больше внимания. Все чаще предпринимались длительные путешествия, создавались многотомные труды, в которых описывались быт, воинская доблесть, обычаи русичей.
Сведения о славянских народах дополняют и многочисленные восточные источники.
Арабские хроники о Славянах более или менее подробно начали рассказывать примерно с 7-8 веков, многие исследователи не без оснований считают их довольно точными.
Наиболее значительное наследие оставил уроженец Багдада, писатель, географ и путешественник Аль-Масуди (около 896 – 956 гг.), прозванный за свои энциклопедические труды арабским Геродотом.
Аль-Масуди
Из всего обширного наследия Масуди до наших дней дошли «Золотые копи или россыпи самоцветов» (сокращенное изложение тридцатитомника «Известия времени»). Сохранился также его трактат «Книга предупреждений и пересмотра». В этих книгах содержится достаточно много сведений о славянских народах и об их государстве, довольно часто в них встречаются упоминания русов, которых Масуди тоже считал Славянами, верно указав, что живут они на востоке древнеславянских земель. Он рассказывал о разных вероисповеданиях и преобладании солнечных культов у этих народов: «Славяне разделяются на многие народы, некоторые из них суть христиане, между ними находятся также язычники, точно также они солнцепоклонники». Очертил Масуди также границы западнославянских земель и русов: «…на западе славяне граничат с ифранджа (франками), на юге – с буруджан (дунайскими болгарами), на востоке – с русами».
Перу Масуди принадлежит также описание древних храмов и обсерваторий Славян:
Другое здание было построено… на черной горе; его окружают чудесные воды, разноцветные и разновкусные, известные своей пользой. В нем они имели большого идола в образе человека, представленного в виде старика с палкой в руке…»
В еще одном храме Аль-Масуди описывает находящегося под куполом «идола» (Куммира) из драгоценных камней
Арабский писатель сообщает, что все описанные строения были воздвигнуты одним из мудрецов, жившим на этих землях в древние времена; упоминает он и о неких тайнах и механизмах, которыми владел этот мудрец.
Добавим, что в арабских хрониках о Славянах (и об их соседях) уже к началу десятого века начали появляться вполне разнообразные сведения, собранные непосредственно восточными путешественниками и учеными. Довольно часто этим запискам придают форму литературных произведений. В этом плане очень интересно поэтическое описание довольно известного географа Аль Гарнати:
Абу Хамид аль-Гарнати
Его дополняет историк (Х век) Ибн-Мискавейх:
Ибн-Мискавейх
Не меньший интерес представляют арабские хроники о Славянах, в которых есть упоминания о славянской письменности. Так, писатель Ибн-аль-Надим в одной из своих книг сообщает о «Русских письменах»:
Очевидно, здесь речь идет или о берестяных грамотах, или о надписях на коре белого тополя.
Ибн-аль-Надим
Аль-Надиму вторит персидский историк Фахр ад-дин Мубарак (13 век):
Среди множества арабских хроник о Славянах подробно рассказывается и в извлечении из Книги Эль-А-Лак Эн-Нафиса:
Рассказывается в Книге и о музыкальных инструментах:
Также приводится некий способ обогрева в холода, хотя, возможно, это описание бани:
Еще один важнейший источник – записки Ахмеда Ибн-Фадлана, составленные в 908 – 932 гг. во время его посещения Волжской Булгарии. Ибн-Фадлан сообщил, что ему там довелось видеть русов в числе других народов:
Очень подробно в записках рассказывается о погребальном обряде Славян, во время одного из которых Ибн-Фадлану довелось присутствовать. Ему пояснили:
Не менее подробно описаны у этого автора оружие русов и женские украшения:
Таким образом, и арабские источники дают нам представление о наших славянских Предках как о доблестных, бесстрашных, сильных и красивых людях, обладающих Знанием (чего стоит одно только описание храмов с приборами для наблюдений за Светилом), владеющих письменностью, многими искусствами и ремеслами. Как-то не вяжутся все эти описания с навязанными нашей истории представлениями о «полудиких людях», живущих в почти первобытном состоянии до момента появления западных цивилизаторов. Современные исследования подтвердили беспочвенность подобных представлений.
Информацию о других источниках, повествующих о древней истории славян, можно найти в материалах серии «Великие о славянах» на нашем сайте в рубрике «Славянское наследие».
Источники:
1. Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Мас'уди. Золотые копи и россыпи самоцветов [История Аббасидской династии 749—947 г..
2. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о Славянах и Русских : (с половины VII в. до конца X в. по Р. X.) / собр., пер. и объясн. А. Я. Гаркави. - СПб., 1870. - IX, 308 с.
3. Микульский Д.В. Арабский Геродот
4. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — Т. 4. — С. 171.
5. Згурская М. П. Географические открытия (Путешествия ал-Масуди)
6. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. / Статьи, переводы и комментарии. — Х., 1956.
7. Ковалевский А. П. О степени достоверности Ибн-Фадлана // Исторические записки. — 1950. — Т. 35. — С. 265—293.
8. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль. — Каз.: 1992.
Поделиться
Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!