Вот незадача! До конца оплаченного периода осталось всего 15 дней. Продли подписку на особых условиях.

Тарифы
  • Новинки
  • Хиты
  • Видео дня
Открытие Клуба Смешанных Единоборств «Р.О.Д.Ъ» в г. Люберцы МО

Славянскiй МiРЪ

О Клубе "Р.О.Д.Ъ"

Славянскiй МiРЪ

Ойся, ты, ойся

Московский Казачий Хор

Плясовая

Игорь Растеряев

Что за песни

Отава Ё

Все зависит от Бога и немного от нас

Николай Расторгуев

Гимн Родине

Николай Расторгуев

Птицы белые мои

Воскресение

Про Ивана Groove

Отава Ё

Слава роду

Аркона

Дождь над Медведицей

Игорь Растеряев

Матушка Ягиня

Андрей и Татьяна Шадровы

Когда мы были на войне

Бабкины внуки

Открытие Клуба Смешанных Единоборств «Р.О.Д.Ъ» в г. Люберцы МО

Славянскiй МiРЪ

О Клубе "Р.О.Д.Ъ"

Славянскiй МiРЪ

Русская дорога

Игорь Растеряев

Когда мы были на войне

Ансамбль САКМА

На коне вороном

Ансамбль ДУНЯ

Ты неси меня река

Николай Расторгуев

Загрузка...

Загрузка...

Не пой же, соловейка
Истоки

АЛЬБОМ: Станичники

1998

4:30

Був бы в мэнэ
сывый кинь
Криница

АЛЬБОМ: Станичники

1998

4:30

playlist_played.png

ПЛЕЙЛИСТ

Хиты нашего радио
Славянскiй Мiръ, апрель 2017
  • Все 217
  • Казачьи 11
  • Боевая 7
  • Обрядовые 0
  • Хоровая 1
  • Эмбиент 0
  • Бардовская 0
  • Фольклорная 27
  • Фолк-рок 13
  • Авторская 19
  • Акапелла 2
  • Рок 3
  • Народные 26
  • Русский романс 29
  • Патриотическая 9
  • Этническая 16
  • Современная 8
 
 
За высокий
за курган
Русичи

АЛЬБОМ: Станичники

1998

4:30

Був бы в мэнэ
сывый кинь
Криница

АЛЬБОМ: Станичники

1998

4:30

Був бы в мэнэ
сывый кинь
Криница

АЛЬБОМ: Станичники

1998

4:30

paused play.png
music_played_mobile.png
Не пой же, соловейка
Истоки
128 бит/с
  • Радио
  • ТВ-эфир
  • Видео
  • Аудио
  • Радио
  • ТВ-эфир
  • Видео
  • Аудио
Открытие Клуба Смешанных Единоборств «Р.О.Д.Ъ» в г. Люберцы МО

Далее на радио

Не пой же, соловейка Истоки

Радио

Статьи

Народная музыка

Во всех легендах мира подчеркивается божественное происхождение музыки, ведь в ней присутствуют голоса Природы – шум ветра, журчание воды, птичьи трели. Удивительным образом любая тростинка, любой полый стебель в искусных руках мастера обретали свой неповторимый голос, их звучание разливалось над цветущими лугами древней, полной очарования мелодией. У славян звучание музыкальных инструментов с незапамятных времен воспринимали как магию. Вспомним хотя бы чудодейственные гусли Садко. По преданиям, волшебной была и свирель, на которой так любили играть болгарские вилы.

Как мы помним из предыдущей статьи, такие представления имели под собою основу. Здесь же мы познакомимся подробнее с многообразием музыкальных инструментов разных славянских стран и народов, проследим их многовековое путешествие во времени и пространстве.

Народная русская музыка рождалась, вбирая голоса родного леса, поля, реки. Поэтому так плавно разливается мелодия, течет речь, да и само это слово созвучно реке.

В славянском миропонимании любой инструмент имеет не только свой голос, но и Душу. Поэтому и рождение каждого из них было окутано тайной, а названия разных частей (язык, глазок, носик, сердце) носили явные признаки очеловечивания. Чтобы звучание было красивым, дерево для изготовления инструмента тоже должно было быть живое, с Душою, ни в коем случае не засохшее. Особо почитались деревья, поваленные грозою (их Бог отметил). Так, традиционную карпатскую трембиту часто изготавливали из пихты, в которую попала молния (такое дерево называли громобоем).

6.png

В разных славянских странах, с древности и по настоящее время, выделились основные наборы инструментов. Так, у западных славян самое широкое распространение получили скрипка, контрабас, цимбалы, трембита, бубен, фуяра (традиционный словацкий духовой инструмент). У южных славян – болгарские волынка (гайда) и дутар, флейта кавал, домбра; сербские брач (домра), дудук, зурна. У восточных славян не менее широко распространены были белорусские лира, дуда, цимбалы, украинские домбры, кобзы  и бандуры. В русской традиции с самых давних времен были известны обертоновая флейта, флейта Пана, двойная свирель, жалейка, дуда, гусли, гудок, вартан, архаические рог и рожок. В старину на Руси были даже целые рожковые оркестры. Дуда по звучанию напоминает шотландскую волынку. Похожее строение (немного усложненное) имеет и русская волынка.

7.png

Делали ее из воловьей или козьей кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, внизу две басовые дудки и небольшая дудочка, ведущая основную мелодию. Ирландская или скандинавская волынка тоже имеет славянское происхождение (но воздух в ней, в отличие от дуды, нагнетается мехами).

Среди ударных инструментов наиболее интересны самобытные «дрова» (прообраз концертного ксилофона), отдельного упоминания заслуживают колокола, била, колокольчики, бубенчики. Последние, кстати, были обнаружены в скифских курганах (как и древнейшие предшественники арфы).

Музыкальные традиции Древней Руси тесно связаны со скоморохами и гуслярами. И тех, и других многие исследователи не без основания считают наследниками Волхвов. Мрачная страница истории, связанная с искоренением скоморошества, завершилась истреблением огромного количества инструментов. Изымались и сжигались гусли, сурны, гудки, домры.

Сурне повезло чуть больше – она сменила ратную трубу, которую использовали в военных походах для подачи сигналов. Не пострадала и колесная лира – на ней играли, в основном, слепцы-лирники.

8.png

В конце позапрошлого века в России традиционный инструментарий был вытеснен балалайкой, а затем и гармонью. Они получили самое широкое распространение. Интересно, что виртуозно исполняя инструментальные мелодии, деревенские музыканты с не меньшим азартом могли играть на самых обычных бытовых предметах – пилах, гребнях, ложках, косе и даже на рубеле и самоварной трубе. Сказывалась изначальная тяга к гармонии, заложенная в народе. 

Отечественная музыкальная культура развивалась на огромных территориях, вбирая и усваивая все это пространство звуков и смыслов.

Общение с другими народами обогащает инструментарий, часто делая приобретенные нюансы настолько русскими, что уже никому и в голову не приходит, что они когда-то были привезены купцами или странниками. Кому сегодня важно, что и балалайка, и гармонь, и баян, и аккордеон, как и гитара, попали к нам именно таким образом? (Хотя ряд исследователей считает и балалайку, и гармонь исконно нашими). Руки народных музыкантов поселили в них настолько самобытное звучание, что их первичное происхождение перестало кого-то волновать. Душе куда важнее музыка, чем тот инструмент, на котором она исполнена.   

Народная русская музыка отвечает всем душевным чаяниям, ведь она  родом из сфер небесных. Удивительным образом в ней отразился и многовековой опыт народа, и его глубинная Мудрость. Она помогает нам вспомнить, кто мы и откуда родом.

Обсуждение

0
Регистрация в Славянском Мире

У меня уже есть регистрация. Войти

Зарегистрированным друзьям Славянского Мира доступны тысячи материалов, ежедневные обновления. Вы будете первым узнавать обо всех мероприятиях, станете нашим особым гостем.

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

Я принимаю условия Пользовательского соглашения (о порядке пользования интернет-сайтом «Славянский мир») и даю своё согласие ООО «Славянский мир» на обработку моей персональной информации на условиях, определенных Политикой конфиденциальности.

subs_popup_img.png

Этот материал доступен только по подписке

Зарегистрированным друзьям Славянского Мира доступны тысячи материалов, ежедневные обновления. Вы будете первым узнавать обо всех мероприятиях, станете нашим особым гостем.

Стоимость подписки 99 ₽ в месяц

Данное предложение не является публичной офертой. Лицензия СМИ 12278172

Благодарим за ваше мнение!

Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!

close_popupЗакрыть